Бывает, сначала мы не верим чему-то, а, выслушав аргументы, принимаем чужую точку зрения. И это вовсе не значит, что мы приняли правильную точку зрения. Просто нас убедили.
Чтобы повысить сопротивляемость убеждению нужно:
- а) быть преданным уже имеющимся убеждениям;
- б) стремиться к знаниям;
- в) научиться оспаривать чужие аргументы;
- г) быть готовым к атакам на наш стиль жизни и установки.
Преданность собственным убеждениям и готовность заявить о своей позиции очень сильно повышает сопротивляемость убеждению. Так, человек будет оспаривать аргументы, которые противоречат его установкам, особенно когда они затрагивают его личностные ценности.
Очень трудно убедить человека, если его установки опираются на знания об обсуждаемом предмете или проблеме. Установка тем сильнее и четче, чем больше знаний. Когда имеешь знания, выдвигать контраргументы проще.
Не имея базы знаний, адресат становится очень уязвимым для убеждающих атак. В любом обществе существуют мнения, разделяемые всеми его членами, и поэтому не подвергающиеся сомнению. Просто предполагается, что они верны, и о них особенно не задумываются. Такие мнения называются культурными трюизмами (например, «после еды нужно чистить зубы»).
Эти мнения легко опровергнуть, как правило, потому, что у людей слабая защита. Установка настолько слаба, что невозможно эффективно оспаривать убеждающее сообщение. Чтобы повысить сопротивление и способность отстаивать культурные трюизмы, необходимо обеспечить людей информацией и аргументами, подкрепляющими эти трюизмы.
Например, можно сообщить: «Согласно исследованиям, при регулярной чистке зубов, кариес появляется реже». Теперь, когда люди услышат аргументы против регулярной чистки зубов, менять установки они будут меньше.
Способность оспаривать чужие аргументы можно «привить». Для этого какое-либо мнение подвергается слабой критике, чтобы человек отстоял свою точку зрения самостоятельно. Если ему это не удается, можно подсказать контраргументы и предложить обдумать собственные доводы для отражения критики. Справившись со слабой атакой, он сможет защитить свою позицию и под сильным воздействием.
Убеждающее воздействие сильнее, когда оно неожиданно. Если у человека было время подготовиться, обдумать, составить контраргументы и имеется мотивация, он успешно отстоит свою позицию.
Вслед за восприятием информации, ее пониманием и принятием, происходит снижение критического отношения к предложенным доводам и выводам. Другими словами, мы убеждаемся в том, что начинаем понимать. Люди с высоким образовательным уровнем проявляют более интенсивное сопротивление убеждению.
Критическое отношение к сообщению может возникнуть, если оно имеет много деталей, содержит логические ошибки и доводы, противоречащие групповым нормам.