Внушаемость – это степень чувствительности, восприимчивости к внушению. Для каждого человека уровень внушаемости индивидуален. Определить его можно с помощью специальных тестов - так называемых проб.
Внушаемость зависит от личностных и ситуативных факторов.
Легче внушению поддаются люди: - имеющие низкую самооценку;
- неуверенные в себе;
- стеснительные;
- доверчивые;
- тревожные;
- впечатлительные;
- излишне эмоциональные.
При внушении воздействие оказывается преимущественно на чувства и ожидается некритическое восприятие информации. Поэтому наиболее внушаемы дети. Женщины, как правило, намного эмоциональнее мужчин, и поэтому более внушаемы, чем мужчины.
Внушению легче поддаются люди малообразованные и те, кто не привык думать самостоятельно (добросовестные исполнители), а также алкоголики и наркоманы. Легко внушаема толпа. Чем больше аудитория слушателей, тем степень внушаемости выше. Можно наблюдать такую картину. Слушатели не согласны с мнением выступающего, но почему-то никто не возражает, а наоборот, все молчат. Происходит это потому, что каждый боится выступить против в одиночку. Так как все молчат, создается впечатление, что все «за» и круг замыкается – теперь страшно выступить против всех.
Внушаемость повышают ситуативные факторы.
Психофизическое состояние. Человек легче поддается внушению в спокойном расслабленном состоянии, при сильном эмоциональном возбуждении, когда устал или испытывает стресс. Внушаемость наиболее высока под гипнозом.
Недостаток времени для принятия решения. Недостаток времени, чтобы обдумать, повышает шансы принятия решения в пользу инициатора.
Компетентность и осведомленность. Человек сильнее подвержен внушению или убеждению, если имеет мало информации и знаний об обсуждаемом вопросе.
|