Определенное поведение (поступки, мышление) уместно в определенных ситуациях.
Например, появившись летом в центре города на лыжах, вы вызовите искреннее удивление окружающих. Такое же непонимание возникнет, если зимой вы появитесь на лыжной трассе без лыж.
Проблемы, решаемые с помощью рефрейминга контекста, имеют схему – «Кто-то слишком (излишне, крайне) «А», где «А» - какое-то отрицательное свойство.
Чтобы изменить контекст нужно задать вопрос:
«Когда (в каком случае, с какой точки зрения, при каких обстоятельствах) это поведение было бы уместным (положительным, полезным)?».
После ответа на этот вопрос, можно предложить новый взгляд на вещи, начав со слова «зато».
«Он слишком вспыльчив и несдержан! - Зато он откровенен».
Полезные результаты можно получить, если немного изменить формулировку вопроса: «Когда это было бы смешным?».
В детстве мы использовали рефрейминг контекста сами того не осознавая. В ответ на замечание могли продолжить фразу: «… - раздался голос из помойки». На оскорбление отвечали: «Приятно познакомиться. А меня зовут Петя». И тем самым защищали себя психологически.
Кроме этого, рефрейминг помогает научиться смеяться над собой и избавиться от комплексов. Для юмористов это вообще любимый прием, так как позволяет легко изменить смысл короткой фразы:
- Назвался груздем – лечись дальше
- Одна голова – хорошо, а две – мутация
Когда находится подходящий контекст, меняется отношение к предмету, а значит и дальнейшее поведение.
Изменение смысла оказывает заметное влияние на мысли и действия окружающих.