Чем больше информации о различных событиях мы получаем, тем
больше в них верим. Это подтверждают следующие
случаи.
Когда средства массовой информации сообщают
об НЛО, новость распространяется молниеносно. Сразу же появляются
сведения о новых происшествиях, вдруг оказывается, что кто-то недавно
тоже видел в небе подобный объект, кто-то слышал из надежного источника
о подобном случае и т.п.
Поддавшись информационному "буму", люди могут не только
распространять слухи, накаляя обстановку, но и, как это ни печально,
совершать самоубийства.
Социолог
Дэвид Филлипс (David Phillips, 1985, 1989) сообщил, что случаи
самоубийств, авто- и авиакатастроф (иногда так маскируются
самоубийства) учащаются после суицидов, широко освещенных
СМИ.
Например, после самоубийства Мерилин Монро (6
августа 1962) в США в течение августа было совершено на 200 самоубийств
больше, чем обычно. Причем такой рост наблюдался только в тех регионах,
где афишировались сведения о самоубийствах.
Таким
образом, чем больше гласности, тем больше можно ожидать смертей.
Частота самоубийств возрастает после показа суицида
в телесериалах и, по иронии судьбы, после демонстрации серьезных
фильмов, затрагивающих эту тему (Gould & Shaffer, 1986; Hafner
& Schamidtke, 1989; Phillips, 1982).
По
мнению Филлипса, серии подростковых самоубийств объясняются сильной
впечатлительностью детей.
Интересный случай
внушаемости был зафиксирован в Сиэтле. В марте 1954г. в газетах Сиэтла
появилось сообщение о порче лобовых стекол автомобилей в городке,
расположенном в 80 милях к северу. Утром 14 апреля сведения о
повреждениях лобовых стекол достигли 65 миль от Сиэтла, а на следующий
день – 45 миль. Вечером неизвестная сила, разрушающая лобовые стекла
машин, достигла Сиэтла. Уже к полуночи 15 апреля в полицию поступило
более 3000 заявлений о поврежденных стеклах.
16
апреля газеты намекнули, что настоящим виновником происходящего может
быть массовое внушение. После 17 апреля жалоб больше не было.
Чуть позже выяснилось, что это были обычные дорожные
повреждения. Но почему жители Сиэтла обратили на них внимание только
после 14 апреля? Потому, что поддавшись внушению СМИ, люди начали
пристально смотреть на лобовые стекла машин, а не
как обычно - сквозь них.